Поэтический сайт Дарьи Мессинёвой |
Не для житейского волненья, |
damessina.narod.ru |
|
bd bd bd bd bd bd bd bd Путь поэта bd bd bd bd bd bd bd |
|||
·
Главная
(о сайте) · Духовная
поэзия М.Ю. Лермонтова ·
Заметки ·
О себе ·
Ссылки |
Ю.М. Кублановский Отрывок интервью с Ю.М. Кублановским цитируется по
календарю прихода Храма святителя Митрофана Воронежского (№7 2006).
Интервью подготовила корреспондент прихода Надежда Зотова для радиопередачи
«Благовещение». Поэт Юрий Михайлович Кублановский, лауреат литературной
премии имени Солженицына, пережил вынужденную политическую эмиграцию и одним
из первых вернулся в Россию. Его сборники выходили в России, США, во Франции.
«Поэзии Кублановского свойственны упругость стиха,
смелость метафор, живейшее ощущение русского языка, интимная сродненность с
историей и неуходящее ощущение Бога над нами». Александр Солженицын Курсив
мой – Д.М. — Юрий Михайлович,
расскажите, пожалуйста, о своей работе. — Я уже лет пять
заведую в «Новом мире» отделом поэзии. На самом деле «заведую» звучит
несколько угрожающе. Конечно, нельзя заведовать поэзией, просто формирую в
каждый номер «Нового мира», который выходит ежемесячно, сплотку стихов
четырех или пяти авторов. Стараюсь поровну делить место, предназначенное для
поэзии, между авторами столичными, маститыми и молодыми, провинциальными или
из стран ближнего зарубежья. Всегда хочется поддержать тамошних русских
поэтов, которые оказались в тяжелых условиях националистических режимов. Перед моими глазами прошли рукописи четырех с лишним тысяч поэтов.
Стихи продолжают писать очень многие и не писать не могут, хотя это перестало
быть престижным и прибыльным или смертельным делом, как при советской
власти. Очевидно, это какая-то духовная функция организма, так можно сказать.
Конечно, девяносто процентов пишут плохо, хотя порой и сердечно, но есть и
замечательные, качественные поэты, и особенно приятно бывает открывать новых
авторов, которые, с одной стороны, новаторы, а с другой стороны, избегают
любых крайностей: авангардизма или постмодернизма, ненормативной лексики и
вообще какой бы то ни было скабрезности. — Можно представить
себе: идет огромный поток писем. Это и рутинная работа, и это все-таки стихи.
Были ли какие-то необыкновенные открытия, чтобы Вы ахнули? — Таких открытий я и
не ждал, они бывают раз в полвека или в четверть века. Откуда сейчас взяться молодому гениальному поэту? К этому не
располагает ни общество, ни вся культурная атмосфера. Ведь мало иметь
дарование и писать более-менее хорошо, надо сформироваться
прежде всего как личность, чтобы за текстом стоял интересный человек: в
чем-то загадочный, глубокий, жертвенный. А сейчас такие не выковываются. Ведь после
коммунизма мы вступили в новый период постхристианской
цивилизации, в общество потребления. Откуда здесь возьмутся жертвенные,
значительные, культурные личности? Они есть в религии, а в культуре их —
считанные единицы. — Вы сказали
«жертвенность». В христианстве понятно, какой смысл вкладывается
в это слово, а в творчестве? — Жертвенность —
это не выполнение социального заказа, а бескорыстное служение слову. Можно
потом продать рукопись, как Пушкин говорил, но самовдохновение,
источник вдохновения должен быть совершенно бескорыстен. И каждое мгновение
жизни пусть боковым зрением, но поэт должен ощущать свое призвание, ощущать
свою миссию и стараться ей соответствовать. Жертвенность
в поэтическом мире — это отсутствие тяги к какой бы
то ни было конъюнктуре. Ни в коем случае не
надо стремиться к успеху, к славе, к деньгам, к премиям, к тому, чтобы играть
значительную роль в столичной, как теперь выражаются, тусовке.
Если будешь скромно выполнять свой долг, самосовершенствоваться,
совершенствовать свой литературный стиль, углублять свое мировоззрение — все
это в совокупности называется жертвенностью. — То, что Вы
говорите о жертвенности и личности очень смыкается с понятиями религиозными.
Все-таки мировоззрение автора во многом является решающим, и можно в
художественном плане достичь каких-то высот, но потолок будет чувствоваться. — Безусловно. И при
этом оставаться пустышкой, литератором второго сорта. Я убежден, что поэт
всегда метафизик. Когда в поэзии этого нет, когда она ограничивается
эмпирическим мышлением, эмпирическими представлениями, это всегда будет
поэзия второго ряда. Так что, безусловно, поэзия и
религия — вещи взаимосвязанные, особенно у нас в России, где вообще не
произошло еще, до последнего времени, во всяком случае, секуляризации
культуры. Русский литератор, тем более поэт, мыслит все-таки в значительной
степени в русле религиозных понятий. Как
говорил Евгений Баратынский: «Поэзия есть задание, которое следует выполнить
как можно лучше». Это, разумеется, задание не публики, задание не власти и не
идеологии — это, безусловно, задание свыше. И вот такое представление живет в
русском поэте. И слава Богу, что живет. Если оно
иссякнет, русская поэзия кончится. |
||
|
|||
bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd |
|||