Поэтический сайт

Дарьи Мессинёвой

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв -
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
А.С. Пушкин

 

damessina.narod.ru

bd bd bd bd bd bd bd bd               Путь поэта        bd bd bd bd bd bd bd

 

·   Главная (о сайте)

·   Духовная  поэзия  М.Ю. Лермонтова   

·   Кружок  В.В. Маяковского

·   Путь поэта

·   Заметки

·   Мои стихи

·   Любимые стихи

·   О себе

·   Ссылки

·   Гостевая книга

·   Напишите мне

·   Страница на стихах.ру

 

 

 

Ю.М. Кублановский

 

Отрывок интервью с Ю.М. Кублановским цитируется по календарю прихода Храма святителя Митрофана Воронежского (№7 2006). Интервью подготовила корреспондент прихода Надежда Зотова для радиопередачи «Благовещение».

 

Поэт Юрий Михайлович Кублановский, лауреат литературной премии имени Солженицына, пережил вынужденную политическую эмиграцию и одним из первых вернулся в Россию. Его сборники выходили в России, США, во Франции.

«Поэзии Кублановского свойственны упругость стиха, смелость метафор, живейшее ощущение русского языка, интимная сродненность с историей и неуходящее ощущение Бога над нами».

Александр Солженицын

 

Курсив мой – Д.М.

 

     Юрий Михайлович, расскажите, пожалуйста, о своей работе.

     Я уже лет пять заведую в «Новом мире» отделом поэзии. На самом деле «заведую» звучит несколько угрожающе. Конечно, нельзя заведовать поэзией, просто формирую в каждый номер «Нового мира», который выходит ежемесячно, сплотку стихов четырех или пяти авторов. Стараюсь поровну делить место, предназначенное для поэзии, между авторами столичными, маститыми и молодыми, провинциальными или из стран ближнего зарубежья. Всегда хочется поддержать тамошних русских поэтов, которые оказались в тяжелых условиях националистических режимов.

Перед моими глазами прошли рукописи четырех с лишним тысяч поэтов. Стихи продолжают писать очень многие и не писать не могут, хотя это переста­ло быть престижным и прибыльным или смертель­ным делом, как при советской власти. Очевидно, это какая-то духовная функция организма, так можно ска­зать. Конечно, девяносто процентов пишут плохо, хо­тя порой и сердечно, но есть и замечательные, качест­венные поэты, и особенно приятно бывает открывать новых авторов, которые, с одной стороны, новаторы, а с другой стороны, избегают любых крайностей: аван­гардизма или постмодернизма, ненормативной лекси­ки и вообще какой бы то ни было скабрезности.

     Можно представить себе: идет огромный поток писем. Это и рутинная работа, и это все-таки стихи. Были ли какие-то необыкновенные открытия, чтобы Вы ахнули?

     Таких открытий я и не ждал, они бывают раз в полвека или в четверть века. Откуда сейчас взяться молодому гениальному поэту? К этому не располагает ни общество, ни вся культурная атмосфера. Ведь мало иметь дарование и писать более-менее хорошо, надо сформироваться прежде всего как личность, чтобы за текстом стоял интересный человек: в чем-то загадочный, глубокий, жертвенный. А сейчас такие не выковываются. Ведь после коммунизма мы вступили в новый период постхристианской цивилизации, в общество потребления. Откуда здесь возьмутся жертвенные, значительные, культурные личности? Они есть в религии, а в культуре их — считанные единицы.

       Вы сказали «жертвенность». В христианстве понятно, какой смысл вкладывается в это слово, а в творчестве?

       Жертвенность — это не выполнение социального заказа, а бескорыстное служение слову. Можно потом продать рукопись, как Пушкин говорил, но самовдохновение, источник вдохновения должен быть совершенно бескорыстен. И каждое мгновение жизни пусть боковым зрением, но поэт должен ощущать свое призвание, ощущать свою миссию и стараться ей соответствовать. Жертвенность в поэтическом мире — это отсутствие тяги к какой бы то ни было конъюнктуре. Ни в коем случае не надо стремиться к успеху, к славе, к деньгам, к премиям, к тому, чтобы играть значительную роль в столичной, как теперь выражаются, тусовке. Если будешь скромно выполнять свой долг, самосовершенствоваться, совершенствовать свой литературный стиль, углублять свое мировоззрение — все это в совокупности называется жертвенностью.

       То, что Вы говорите о жертвенности и личности очень смыкается с понятиями религиозными. Все-таки мировоззрение автора во многом является решающим, и можно в художественном плане достичь каких-то высот, но потолок будет чувствоваться.

       Безусловно. И при этом оставаться пустышкой, литератором второго сорта. Я убежден, что поэт всегда метафизик. Когда в поэзии этого нет, когда она ограничивается эмпирическим мышлением, эмпирическими представлениями, это всегда будет поэзия второго ряда. Так что, безусловно, поэзия и религия — вещи взаимосвязанные, особенно у нас в России, где вообще не произошло еще, до последнего времени, во всяком случае, секуляризации культуры. Русский литератор, тем более поэт, мыслит все-таки в значительной степени в русле религиозных понятий. Как говорил Евгений Баратынский: «Поэзия есть задание, которое следует выполнить как можно лучше». Это, разумеется, задание не публики, задание не власти и не идеологии — это, безусловно, задание свыше. И вот такое представление живет в русском поэте. И слава Богу, что живет. Если оно иссякнет, русская поэзия кончится.

 

 

К.Д. Бальмонт

И.А. Крылов

Марина Цветаева

Владимир Высоцкий

Борис Гребенщиков

Игорь Тальков

Ю.М. Кублановский

 

 

bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd bd

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz